- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Европеизация русской культуры как отражение государственной политики XVIII века
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006008 |
Тема: | Европеизация русской культуры как отражение государственной политики XVIII века |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Историко-филологический факультет Кафедра истории, философии и социально-гуманитарных наук КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «История России» Европеизация русской культуры как отражение государственной политики XVIII века Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ 44.03.01. 3316. 03 ОО Руководитель работы профессор ___________________ Л. Б. Алимова "_____"_________________2016г. Исполнитель студент группы 14ПО(б)И ___________________ Н. В. Евполов "_____"_________________2016 г. Орск 2016 Утверждаю заведующий кафедрой____________ ______________________________ (наименование кафедры) ___________ _________________ подпись инициалы фамилия «____» _________________20____г. ЗАДАНИЕ на выполнение курсовой работы студенту по направлению подготовки (специальности) по 1 Тема работы 2 Срок сдачи студентом работы «___» ____________ 20____г. 3 Цель и задачи работы: Основными задачами являются: 4 Исходные данные к работе: 5 Перечень вопросов, подлежащих разработке________ ___________________ __________________________________________________________________ 6 Перечень графического (иллюстративного) материала__________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата выдачи и получения задания Руководитель «____» ______________ 20___г. _______ _____________ подпись. инициалы фамилия Студент «____» ______________ 20___г. _______ _____________ подпись. инициалы фамилия План-график выполнения курсовой работы Студент (Ф.И.О., курс, группа) Тема работы Утверждена на заседании кафедры «___» __________2016 г., протокол № __ №№ Этапы работы Дата выполнения Отметка о выполнении Подпись научного руководителя 1 Согласование и утверждение темы курсовой работы 2 Составление программы исследования 3 Подготовка библиографического описания и аналитического обзора темы 4 Сбор исходных данных и документальных материалов 5 Подготовка и оформление текстовой части курсовой работы 6 Подготовка и оформление наглядного (графического и др.) материала и доработка текста курсовой работы 7 Предоставление курсовой работы на проверку научному руководителю 8 Получение допуска к защите курсовой работы и сбор подписей согласования (научного руководителя, зав. кафедрой, исполнителя) Заключение научного руководителя: Курсовая работа допускается к защите: Дата________________ Научный руководитель ________________ д.ист.н., профессор Л. Б. Алимова Заведующий кафедрой ________________ Содержание Введение…………………………………………………………….. 1. Новые черты развития культурной жизни первой четверти XVIII века…………………………………………………………………... 2. Идеи Просвещения – европейский элемент в русской культуре XVIII века……………………………………………………………. 2.1 Популяризация образования……………………………………. 2.2 Заключение…………………………………………………………. Список литературы………………………………………………… Введение Актуальность выбранной темы. Культура государства – один из важнейших показателей развития народа, показатель его экономической, внутренней и внешней политической деятельности. XVIII век стал значимым для российской империи - в это время духовная жизнь страны проходит долгий путь стадии зарождения новых культурных явлений и их рассвета. Первая четверть XVIII века является периодом начала процесса массивного вливания европейской культуры в русскую. Государственная власть, более всего заинтересованное «лицо», всячески способствует этому течению, используя различные способы и методы для достижения целей: как вполне мирную отправку на обучение за границу и приглашение из других стран специалистов, так и оказывая репрессивные меры к тем, кто противостоял новым порядкам. Все из произведенного монархами в этот период не могло не получить дальнейшего развития, так как проделанные перемены были воистину великими и значимы для России первой четверти XVIII века. Научно-теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она позволяет отследить и переосмыслить процесс, складывания нового неповторимого русского стиля в искусстве и народного мышления. Практическая значимость исследования весьма велика, данные материалы можно использовать на семинарских занятиях, при подготовке уроков и внеклассных мероприятий во время прохождения педагогической практики, могут стать основой для разработки и чтения элективного курса в школах. Источниковая база представлена опубликованными документави двух видов: государственными указами и частными свидетельствами [1 - 18]. «Инструкция Петра I волонтерам, отправленным за границу для обучения морскому делу»[7] носит государственный характер, она содержит перечень тех знаний, которые должны были быть усвоены учащимися в иностранных государствах. То, что монарх лично составлял список требований, свидетельствует о важности мероприятия для решения политических дел. Указ «Об устройстве училищ» [5] является источником государственного характера, показывающий основные устанавливаемые властью типы учебных заведений, в соответствие с социальным положением обучающихся, структуру учебного процесса и перечень преподаваемых дисциплин. На его основе можно сделать выводы, о сословности как решающем факторе выстраивания учебного процесса в Российской империи. Историографический обзор. Данной теме посвящено значительное количество научных трудов как в рамках истории России в целом, так и непосредственно развитию русской культуры в рассматриваемый период. Наибольшее число исследований по изучаемому вопросу представлено в работах советского и постсоветского периодов. Советский период включает работы : М. Р. Зезиной [23], которая производит общий обзор исторических событий и достижений русской культуры XVIII – XIX веков, не углубляясь в причинно-следственные изыскания, а концептуальная основа, базирующаяся на марксистских принципах, является устарелой для настоящего периода. Монография Г. В. Жидкова [22] представляет в большей мере работу искусствоведческого характера. Предметом исследования являются культурные изменения под влиянием внутренней и внешней политической деятельности государства. Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить закономерности развития русской культуры и метод описания, заключающийся в выявлении отличительных и характерных признаков и особенностей культурных явлений исследуемых в работе. Хронологические рамки охватывают период русской духовной жизни XVIII столетия. Цель работы: оценить роль европейского и государственного влияния на развитие культурных процессов в России XVIII века. Задачи исследования: Обозначить новые черты развития культурной жизни первой четверти XVIII века; Выявить степень влияния идеи Просвещения на русскую культуру во второй половине XVIII столетия. Положения, выносимые на защиту: Государственная власть на протяжении XVIII века принимала активное участие в культурной жизни страны, ее влияние привносило противоречивые черты: от стимуляции и протекции некоторых процессов, до их торможения и ограничения. Особую роль в духовной жизни русского населения XVIII века приобретает познавательно-эстетическая сфера, которая в данный период времени проходит путь зарождения. Новые черты развития культурной жизни первой четверти XVIII века Увеличение вмешательства государственной политики в духовную сферу жизни и ориентация на европейские традиции, становятся центральными направлениями в русской культуре на протяжении всего XVIII века. Зарождение этих процессов можно проследить еще с конца XVII столетия, связаны они с общими изменениями, происходившими во всех сферах Московского царства, совершавшего переход от средневековых устоев к требованиям Нового времени, к зарождению Российской империи. Важную роль в этот период сыграла деятельность Петра I, который понял все проблемы останавливающие или замедлявшие развитие и величие управляемого им государства и выбравшего западноевропейские страны как ориентир для становления будущей империи. За первую четверть XVIII века были достигнуты значительные результаты. Рост числа мануфактур, расширение и увеличение металлургических предприятий появление единого внутреннего рынка, разделение производства на отрасли являют собой экономические подъем. Вместе с этим российская промышленность развивается в условиях крепостничества, что является «тормозящим» фактором прогресса. Внутриполитические преобразования – создания постоянной армии, усиление власти в центре и на местах: учреждение Сената, ограничение влияния духовенства с помощью замены патриаршества Синодом, замена приказов на коллегии, деление на губернии – это являлось средством или следствием решения назревших внешнеполитических задач. Европеизация всех сфер жизни не пропустила и культурную сферу. Ее значение в истории долгое время рассматривалось неоднозначно: кто-то утверждал о безусловной пользе этого процеса, другие говорили о потере связи с национальной традицией русского народа, обвиняя в этом Петра Великого. Культуролог А. И. Кравченко, классифицируя способы распространения всяческих достижений культуры, выделяет способ заимствования как преобладающий, когда данный процесс принести явную или скрыту выгоду, повысить престиж общества, помогает повышению прогресса, дает возможность стать равным другим обществам. Деятельность Петра I способствует рывку для достижения одного уровня с западноевропейскими государствами. Во первых должна была быть построена идеологическая основа для внедрения и закрепления планируемых изменений. В общественно – политической жизни начинается рзработка абсолютизма. Для него характерным было сосредоточение власти в руках одного человека – абсолютного монарха, жесткая политическая централизация, усиление господства дворянского сословия. Если изначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о богоданной природе государства, то по мере расширения контактов с Европой в Россию проникают рационалистические идеи общего блага. «Концепцию общего блага понимали как достижение благополучия в стране через служение государственному интересу» [23, с. 270]. Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. Развивая эту мысль он опирался с одной стороны, на традицию Московского царства, с другой – на западноевропейские теории естественного права. Он явился и идеологом церковной реформы, явноне направленной на пользу духовенства. «В его «Духовном регламенте» обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, секуляризация церковных и монастырских имений, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учереждения Синода»[20, с. 129] Меняется общий взгляд на роль каждого отдельного человека. Его начали воспринимать как личность, активно действующего, приносящего непосредственную пользу стране. На первый план выдвигались такиекачества как ум, храбрость, а не знатность рода и его богатство, которые ранее имели огромную значимость. Каждый, обладающий такими качествами, мог достичь успехов в любом виде деятельности, включая и государственную. Следующей областью, подвергшейся изменениям, становится архитектура, в ее среде уже с конца XVII века проявляются черты «обмирщения» - преобладания светского над религиозным, которые со временем только усиливаются. Гражданскому строительству придается первоочередное значение. Объясняется это развитием производства, мануфактур, появлением новых государственных учереждений, что приводило к необходимости новых типов построек. Для массового строиетельства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. ««Именитые (помещики и богатые купцы) обязаны были строить двухэтажные каменные здания; «подлые» и «зажиточные» - маленькие или мазанковые дома(деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня)» [19, с. 105]. Демократизация архитектуры выразилась не только в преобладании гражданского строительства, но и в активном освоении нововведений зарубежных архитекторов, которые помимо своих традиций в свою очередь переняли существовавшие в России и создали неповторимый стиль. Принципы архитектуры данного времени наиболееполно воплотились в строительстве Санкт-Петербурга. На вновь освоенных территориях возводился не просто очередной город, а новая столица. Петербург располагался в более выгодном положении, чем Москва, так как имел непосредственный выход к морю, а значит экономические внешнеполитические и культурные связи были легче всего осуществлять через данную территорию. К тому же город был символом важнейшей победы, да и перестройка старой столицы в рамках проводимой политики была бы весьма проблематичной, так как там сосредоточилось большинство консервативно настроенного общества, облик столицы носил бы в большей мере эклектиный вид. Застройка с нуля обеспечила петербугру более близкое сходство с городами Западной Европы, при этом черты свойственные древнерусским городам, в некоторой мере присутствуют в общей архитектуре композиции. «При всей непохожести Петербурга на прежние русские города его архитектура не стала чужеродным элементом в русском национальном зодчестве» [27, с.161]. Он стал утверждением обновленного типа города. Если большинство средневековых русских городов характеризуются радикально-кольцевой планировкой, то в Петербурге воплощается идеал рационально спланированного ансамбля. «Раньше здания находились в глубине усадеб, которые выходили на улицы и площади заборами и воротами. Теперь же дома оказались непосредственно обращенными своими фасадами в сторону широких петербуржских проспектов» [2, с. 157]. Еще одной особенностью города является его преимущественно каменная застройка. « 9 октября 1714 года появился чрезвычайно важный указ «О каменном строении» … «Понеже здесь каменное строение зело медленно строится, от того, что каменщиков и прочих художников того дела достать трудно, и за довольную цену. Того ради запрещается во всем государстве, на несколько лет (пока здесь удовольствуются строением) всякого каменное строение, какого б имени ни было разорением всего имени и ссылкою» [22, с. 161]. С размахом каменного строительства, усовершенствовались и его конструктивно-инженерные основы. «Вместо прежних тяжелых сводов, приземистых, с огромным распором на стены, стали внедряться плоские деревянные перекрытия по балкам или подвесные потолки, закрепленные на деревянных стропильных формах с максимальным пролетом до 25 метров» [29, с. 105].. такие преобразования позволили значительно облегчить массивность стен и сделать их немного тоньше. К нововведениям того времени так же относится плоские перекрытия в хозяйственных общественных и жилых строениях; высокие мансардные крыши «на голландский манир», с переломом скатов и довольно сложной системой деревянных стропильных конструкций. Подтверждением влияния западных традиций является такая техническая новинка Петербурга, как необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие здания, что было распространено в североевропейских странах. «Вертикали их деревянного каркаса скрепленного множеством горизонтальных перемычек в виде постепенно уменьшающихся к верху восьмигранников, образуют жесткую консольную конструкцию, снаружи обшитую медными листам, надежно противостоящим ветровой нагрузке» [29, с. 106]. Примером такого типа конструкций является сорока пяти метровый шпиль Петропавловского собора. Что касается проникновения светских элементов в культовое строительство, то церковь пыталась противостоять этому, но безуспешно. Светская власть подчиняла себе духовную, что тут же отразилось на архитектуре. Примером может послужить церковь Архангела Гавриила, которая вызывала у современников мысли скорее о богатстве и могуществе, чем о божественном. «Нижняя часть церкви больше похожа на сооружение дворцового типа. Особенно усиливают это впечатление балконы над портиками, декоративная скульптура снаружи и внутри здания, гирлянды цветов и плодов, высеченные из белого камня»[19, с. 109]. Преимущественно, для этого периода характерно: развивающееся стремление к высотности, ярусности, что относится не только к внешнему, но и к внутреннему пространству. Так же новшеством являлось использование скульптур в больших количествах. «Особенно украшен скульптурными изображениями, выполненными в камне, храм Знамения в Дубровицах, возле г. Подольска» [27, с. 146]. Это свидетельствует еще и о том, что новшества в культурном зодчестве были характерны не только для столицы, но и начали распространяться и в провинциальные районы, где традиции прошлого были все еще сильны. Влияние европейской культуры в данных постройках подтверждается на примере Дубровской церкви, для которой характерны необычный скульптурный убор и пышное завершение в виде княжеской короны – символа светской власти. Усиливается тенденция к целостности композиции, что вызывает еще более компактную форму храма в виде ротонды, увенчанной восьмериком. В ротендальных постройках русское церковное зодчество наиболее приблизилось к западноевропейским образцам, причем не столько к барочным, с их очень сложным иррациональным пространством, сколько к более ясным, протестанским прототипам. Процесс появления музейного дела в России начался почти на два столетия позже, чем в других европейских государствах. Причиной данного отставания по мнению Т. Ю. Юреневой являлось то, что русским царям свойственно было не столько коллекционирование, сколько накопление предметов старины, родовых реликвий, дорогих изделий художественного ремесла. И лишь когда участились контакты с западноевропейскии странами, а нововведения стали затрагивать духовную сторону, которая постепенно освобождалась от религиозного давления, музей стал достоянием и российской культуры. Поистине большую роль в этом деле сыграла зарубежная поездка Петра I, по ходу которой, он оценил всю важность не только политических и экономических, но и культурных достижений, способствующих укреплению позиций государства на международной арене. Результатом чего стала покупка им книг по анатомии, математике, географии, кораблестроению,; инженерные, медицинские и хирургические инструменты, микроскопы, глобусы, циркули, а также изделия художественного ремесла стран Востока. Основная же частьприобретений состояла из образцов мира природы: заспиртованных животных, чучел, а также живых обезьян и попугаев. Данные экспонаты и послужили составом личного собрания монарха, получившего названия «Государев кабинет». Коллекция постоянно пополнялась путем целевых закупок и обмена с учеными и коллекционерами редкими экземплярамифлоры и фауны. Петр даже обзавелся специальными агентами, помогавшими ему составлять коллекции живописи, скульптуры и других произведений декоративно-прикладного искусства. По сути, так называемыые кабинеты и галереи являются прообразом музеев России. К примеру, в 1709 году издается указ о сосредоточении всех материалов относящихся к кораблестроению, в отдельном кабинете, получившем название «Модель-камера», а в 1717 году появляется первая в России картинная галерея. На ряду с государственными, распространены и частные кабинеты, но круг их владельцев необычайно узок и состоял из ближайшего окружения императора. Из них наиболее выделяются Я. В. Брюс, обладатель собрания монет, древностей, портретов, картин. Д. М. Голицын, славившийся своими коллекциями редкостей, но особенную известность приобрело его собрание книг, составляющее около трех тысяч томов на различных языках. Датой же основания первого русского музея, названного Кунсткамеро, считается 1714 год. В феврале 1718 года появляется указ императора «О приносе родившихся уродов, так же гайденных необыкновенных вещей2. Производились покупки готовых коллекций и отдельных предметов. Все экспонаты были сгруппированы в композиции, и оформлены при помощи тканей, раковин, кораллов. Первое время посетителям демонстрировались и живые экспонаты, так называемые «монстры» - дети и юноши с врожденными физическими дефектами. В отличии от подобных заведений распространенных на западе и носивших преимущественно развлекательную функцию, Кунсткамера преследовала просветительские и научные цели. Музей был открыт в определенные дни и часы, вход был бесплатным. Это позволяло широким массам приощаться к достаточно неизведанному для себя зрелищуЮ просвещавшего и в то же время развлекавшего посетителей. По мнению Т.Ю. Юреневой, при всей архаичности названия и общего облика, сформированного под несомненным влиянием княжеских и королевских кунсткамер Дрездена, Берлина и Копенгагена, первый русский музей вобрал в себя и прогрессивные черты европейских естественнонаучных кабинетов. Раньше многих других европейских музеев» Петербургская кунсткамера стала превращаться из собрания раритетов и диковин в подлинно научное учреждение с систематизированными коллекциями. В русской живописи так же прослеживаются перемены. Освобождение ее от религиозного давления позволяет расширить область творчества, обратиться к неизведанному, неосвоенному пространству образов и композиций. Приобщение к опыту мировой культуры приводит к утверждению новыз жанров и техник. Внимание художников обращается теперь к окружающей их действительности. И прежде всего оно сосредотачивается вокруг человеческой личности, которая в это время воспринимается по новому, художники в первую очередь пытаются показать ее внутренний мир. «Впервые в истории русского искусства ставится задача, художественного изображения человека в неповторимости его индивидуального олика» [22, с. 206]. Обращает на себя внимание большое количество парадных портретов, выполняющих социальную функцию. Он не просто восхваляет императора, но и способствует утверждению идеологии абсолютизма. Среди живописцев XVIII столетия, работавших в этом направлении, выделяются как зарубежные, так и отечественные. Среди приглашенных иностранных художников пользуется популярностью Г. татгауер. Но воистину становление русского портрета связано с именами художников Никитина и Матвеева. Причем необходимо заметить, что деятельность и талант этих живописцев оценивается выше чем иностранных мастеров. Как утверждает Г. В. Жидков, хотя приглашенный Петром Татгауер и пользовался симпатией, но был скромно одаренным художником и неизмеримо крупнее его и других приезжих были Матвеев и Никитин. Конкретно в их работах появляются новшества, складывавшиеся в живописи того периода. Еще одним распространенным в те времена жанром является батальонный жанр. Связано это со свлавой русского оружия. Темами становились как недавно проиходящие события, так и прошлые победы русских. «Совершенно закономерно было в те годы и обращение патриотического сознания к блестящим страницам русского военного прошлого»[22, с. 210]. Ярким представителем этого является каритна «Куликова битва». Автор не стремится к индивидуальной характеристике изображенных людей, а прибегает к надписям. Полотна имели задачу поднятия боевого духа, гордости за родину. В целом для этого времени характерны: качественная неоднородность, стилевое разнообразие, а также множественность национальных черт. светская ветвь искусства теперь занимает ведущие позиции. На появление, значение и развитие музыкального искусства в первой четверти XVIII века существуют различные точки зрения. По мнению Л. А. Рапацкой в этот период происходят значительные перемены, это время зарождения светской музыки, когда мирское приобретало право на общественное признание. Другую точку зрения на данный вопрос имеет Т. С. Георгиева. Она говорит, что музыка продолжает оставаться все такой же потехой двора, как и в предыдущие годы. Царь Петр не уделял ее развитию особого внимания, рассматривая ее лишь как средство внесения в общественную жизнь большого блеска, разнообразия, оживления. Возможно, отсутствие интереса к данному виду культуры было связано с тем, что его нельзя было использовать с выгодой для государственных нужд, не несло практической пользы. Тем не менее, нужно сказать о том, что в начале XVIII столетия в культурный обиход впервые вошла западноевропейская инструментальная музыка, но она имела преимущественно элитарное распространение, это подтверждается тем, что подобную музыку могли слушать преимущественно в домах образованного петербуржского дворянства. Так же создаются духовные оркестры в воинских частях, впервые музыка сопровождает похороны. Идеи Просвещения – европейский элемент в русской культуре XVIII века. Популяризация образования Для реализации необходимых преобразований политической, экономической и культурной сфер в XVIII веке возникает потребность в отечественных высококвалифицированных специалистах. Первоначально эта проблема решается путем отправки за границу с целью обучения небольшого количества молодых людей, но огромные финансовые затраты и не всегда удовлетворительный результат этого действа вызываетс все большую потребность в создании общеобразовательных и специализированных учебных учреждениях в России. Первым светским государственным учебным учреждением стала открытая в 1701 году в Москве «Школа математических и навигационных наук», в этом же году начала свою работу артиллерийская школа. За короткое время были открыты медицинские, горнозаводские училища. Необходимость более широкой подготовки начального образования привела к открытию в 1714 году во всех губерниях цифирных школ для обучения детей в возрасте от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике. Прием в школы не был регулированным процессом, выпускали по мере необходимости, а освободившиеся места заполнялись по новой. Возраст учеников в одном классе мог колебаться от 7 лет, до 25. Не редко набор в учебные заведения проходил принудительным путем, из за чего ученики часто сбегали. Обучение занимало от 8 до 15 лет из за неразработанной методики преподавания и отсутствие учебного плана. Основным методом познания являлась тогда зубрежка материала, но достижением того времени стал метод наглядности. Его использовали как в инженерных учебных заведениях, так и в медицинских . «Части корабля, например, изучались на модели» [20, с. 132]. Серьезной проблемой того периода являлось отсутствие учителей. Преподавательской деятельностью занимались либо иностранцы, либо выпускники самих этих учебных заведений. Специальных заведений по подготовке учителей тогда не было. Не принимались на обучение дети крестьян, особенно крепостных. Таким образом образование стало особой привилегией. Так же в государстве появляются частные учебные заведения. Например, открытая в 1703 году в Москве на Покровке школа Эрнеста Глюка. В этой школе преподавали грамматику, арифметику, историю и французский язык. Или же школа Феофана Прокоповича, созданная в 1721 году при его доме в Петербурге. Возникают закрытые учебные учреждения – кадетские корпуса, институты благородных девиц. В дворянской среде было распространено домашнее обучение. В провинциях начальное образование осуществлялось в трех видах школ : епархиаьные, цифирные и гарнизонные. К концу второй четверти XVIII во всех крупных городах образуется по 2 школы – светская и духовная. Учреждение разного рода учебных заведений и развитие образованияне могло не затронуть научной сферы страны. Интерес к знаниям в первой четверти XVIII века связан с необходимостью России в освоении новых территорий и строительстве городов. Государство активно проводит разные разведывательные мероприятия и всячески способствует развитию науки. Крупных успехов достигли такие науки как картография, гидрография, поиск полезных ископаемых, геодезия и изучение недр. «На первых парах все, что выходило за рамки непосредственной полезности, отвергалось или, по крайней мере, считалось второстепенным» [27, с. 150]. Итогом преобразований в научной сфере стало открытие в Петербурге академии наук. Необходимость появления этого заведения появилась еще в начале XVIII века, мысли о ее создании выдвигались огромным количеством ученых того времени. 28 января 1724 года был подпиан указ о создании Академии. В ее стректуру входили гимназии, университет и научноисследовательское учреждение. В государстве впервые появился научный центр, имевший достаточно возможностей для ведения исследований в различных областях знаний. «Академия Имела библиотеку, музей, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории» [23, с. 302]. Главной особенностью академии являлось то, что она была государственным учреждением , что обеспечивало стабильное финансирование. В 1757 году основана Академия художеств в Петербурге. Главой академии стал И. И. Шувалов, он и являлся инициатором открытия данного заведения. Устройство академии выглядело таким образом: «она имела три этапа, на каждом из которых учащиеся проводили по три года, изучая различные науки». «В сем детском возрасте бывают они 3 года под начальством воспитателя… По прошествии трех лет, вступают они во второй возраст, в котором так же три года пребывают…, как в первом возрасте, и состоят под началом воспитателей, обучаются предварительным знаниям, арифметике, рисованию, начальным основам истории» [15, с. 46]. Ученики, достигшие успехов, награждались поездкой за границу. «Прилежащие награждаются при испытаниях серебряными, а двое, успехами и дарованиями перед прошлым отличившиеся, золотыми медалями. Получившие дважды награждение золотыми медалями имеют право странствовать по выпуске на казенном иждивении» [15, с. 46]. Обучение проходило по четырем направлениям: живописи, скульптуры, гравирования, архитектуры. Преподавание производилось по методу усложнения задач. В этом проявляется зарождение системности обучении, в связи с чем повышается его продуктивность. В 60-х -70-х годах XVIII века была сделана попытка создания системы воспитательно-образовательных учреждений, по причине бесконечных возмущений, в государстве. В этих заведениях воспитанниками являлись сироты. Этот проект был поручен И. И. Бецкому. Он считал, что правильное воспитание ребенок получит только при изоляции его изоляции от пагубного влияния общества. Предусматривалось создание закрытых «воспитательных училищ», куда принимали детей 5-6 лет и содержали до 18-20 лет. Среди созданных Бецким учреждений стоит выделить заведения направленные на женское образование – Смольный институт, который дал начало женскому образованию в русском государстве. В программу обучения входило изучение языков, рисование, танцы, музыка, арифметика, геометрия. Б. Краснобаев считает, что это учреждение не оправдало ожиданий, возложенных на него. «Воспитанные в искусственных, тепличных условиях, напичканные «возвышенными» идеями, смолянки, «выйдя в жизнь», часто были беспомощьны и беззащитны»[29, с 79]. Георгиева же считает обратное «Воспитание в Смольном было выше того, которое получали девицы в частных домах и пансионах, оно было ориентировано на человечность и развитие. Выпускницы Смольного умели читать, учить своих детей, они делали много добра крестьянам, лечили их, обучали их детей»[20, с. 197]. Продолжая улучшать образовательную систему в России, в 1782 году была создана «Комиссия об учреждении училищ», созданная по австрийскому типу. Итогом работы комиссии являлось создание в горожах «главных» и «малых». Малые включают два класса, главные четыре. Для двух первых классов было характерно овладениями элементарными знаниями(чтение, письмо, арифметика), классы главных училищ включали обучение божьему закону, русскому языку, истории, архитектуре, механике и физике. В этих заведениях запрещались телесные наказания. Система образования получилавоспитательную роль. В 1779 году создана Учительская семинария при Московском университет, в 1783 году основано Петербургское главное народное училище. «для открытия частных школ стало необходимо для учителей иметь свидетельство о знании наук, которые они намерены преподавать, а для этого для них вводились специальные испытания. Для руководителя пансиона или школы было необходимо иметь полный план обучения и воспитания» [23, с. 151]. Огромный вклад в развитие науки XVIII века внес М. В. Ломоносов, который работал в технических и естественнонаучных сферах. В списке его заслуг важное место занимает разработка вопроса об этногенезе славян, формулирование и доказательства общего принципа сохранения материи и движения как всеобщего закона природы, открытие атмосферы на Венере. Развитие идеи Просвещения Реформы Петра I открыли простор для развития всех сфер государства, но положение их в России было весьма не стабильно и все еще продолжало прослеживаться серьезное отставание от стран Западной Европы. Заключение Характеризуя в целом русскую культуру XVIII века в России, необходимо отметить, что движущей силой ее развития в это время становится государственная власть. Решая назревшие внутренние и внешние политические, а также экономические проблемы, правительство, так или иначе, влияло на формирование культурных процессов в государстве. Всеобщая европеизация России, происходящая и оказавшая воздействие на духовную жизнь стран, явилась так же государственной инициативой. Безусловно, ориентация на достижения западной цивилизации весьма обогатили русскую жизнь вместе с тем, непродуманность и скачкообразность в проводимых действиях вела к возникновению противоречий. Освобождение от религиозных догматов позволяет иначе взглянуть на роль государства, его происхождение, на значимость и место каждой отдельной личности. Это способствует рождению и последующему усложнению общественно-политической мысли, в которой актуальным на протяжении всего века и в последующие периоды становится крестьянский вопрос и форма государственного устройства. Область Российского образования вначале столетия, имея весьма с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: